Урбанизированная экосистема иноязычного образования: Quick Response в обучающей навигации
Участники проектного офиса социогуманитрной аналитики ФНИСЦ РАН исследуют экосистемный подход в иноязычном образовании. На основе этого подхода строятся принципы, подходы и формы организации иммерсивной образовательной среды. Показано, что политекстуальная система города является естественной экосистемой иноязычного образования. Дается анализ форм и методов обучающей навигации в политексте города, возможностей применения QR-кодирования для интеграции традиционных форм и методов иноязычного образования в цифровую образовательную среду, как условие эффективности экосистемных образовательных платформ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 23-18-00288 «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики», https://rscf.ru/project/23-18-00288/
В практике иноязычного образования quick response является одним из инструментов, применение которых открывает возможности для построения иммерсивной образовательной среды и интеграции каждого обучающегося в образовательную экосистему. Помимо интеграции теории и практики, развития межкультурной коммуникативной компетенции, такая технология позволяет получить опыт навигации в гибридной образовательной экосреде. Технология «быстрого отклика» будет эффективна лишь в конфигурации с другими – традиционными и инновационными – методическими решениями.
Применение современных средств навигации обогащает обучающую среду иноязычного образования, интегрирует ее в экосистему и в социальную среду города как формы коллективного развития сообществ. Политекст города является тем медиатором, который делает изучение языка личностно значимым, функциональным, разнообразным и определяющим для социальной и профессиональной идентификации. QR-коды представляют собой технологию, обеспечивающую доступ к цифровому аспекту городского политекста и возможность переходов между предметным и цифровым уровнями иммерсивного образовательного пространства.
Изучение иностранного языка предполагает интеграцию различных методических приемов в многоуровневой социальной среде. Обретая гибридную природу, оно становится не только учебной, познавательно-исследовательской деятельностью, но и опытом социальной интеграции. Мотивация смещается с «подготовки» и «освоения полезных коммуникативных инструментов» к непосредственному «соавторству» в создании городского политекста. Многоуровневая образовательная экосистема, оснащенная механизмами перехода между уровнями – интерактивная, современная, потоковая – раскрывает свой потенциал для субъекта учебной деятельности в индивидуальном (пользовательском) режиме.
Результаты исследования одобщены в статье «Инклюзивная интерактивная модель языкового образования в семантическом пространстве города» (авторы: Ю.В. Козлова, И.А. Савченко, М.И. Золотарев). Статья будет опубликована в Вестника Томского государственного университета (2025, № 513).