Наука и образование как формы социального и личностного активизма в условиях города

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАН
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
Научно-практический семинар
Наука и образование как формы социального и личностного активизма в условиях города
29 ноября (суббота) 2025 г. в 17:30 МСК

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас на заседание научно-практического семинара «Наука и образование как формы социального и личностного активизма в условиях города» в субботу 29 ноября в 17:30 по московскому времени. К участию в Семинаре приглашаются научные и педагогические работники, аспиранты, адъюнкты, студенты вузов, представители бизнеса, общественных и государственных структур.

Семинар проводится в рамках проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики», поддержанного грантом РНФ № 23-18-00288.

Ссылка для подключения:

https://my.mts-link.ru/j/23466174/283161438

Руководители:

Савченко Ирина Александровна, д-р. социол. наук, руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН.

Касавин Илья Теодорович, член-корреспондент РАН, д-р. филос. наук, профессор; участник Проекта, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН.

Проблемное поле Семинара

В контексте этимологической урбанистки продолжает развитие идея города-проекта, который описывается как дискурсивное пространство, где созданы условия для удовлетворения интеллектуальных и коммуникативных потребностей, потребностей в активном взаимодействии и отстаивании собственной индивидуальности.

Будет показан потенциал применения эпистемологической урбанистики как для научного поиска, так и для практики координации дискурсивных процессов в городе. Разработчики темы продолжают развивать идею права человека на свой город и аргументируют эпистемологическую природу этого права, обусловленного процессами познания и научной коммуникации, возможных только в городах. Обосновывается «право на свой город» как специфическое право человека на научно-интеллектуальное производство и потребление.

Концептуализируется понятие городского «интеллектуального ресурса». Обоснована связь концептов «университетского города» и «права на свой город». Анализируется «города без университета», «города без науки», моногорода. Интеллектуальные сети описываются как сети научной коммуникации внутри городов и между городами. Намечаются пути преодоления «городской несправедливости», которая состоит в неравном доступе горожан к городским интеллектуальным, ландшафтным и другим ресурсам города как текста. Город концептуализируется как способ репрезентации знания и как образовательной системы.

Ключевые спикеры:

Сахарова Анна Владимировна, канд. филол. наук, участник Проекта, научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

«Теории и практики популяризации науки в дискурсе города»

Козлова Юлия Владиславовна, канд. психол. наук, доцент, участник Проекта, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия)

«Иммерсивные технологии и инклюзивный подход в образовательной урбанистистической среде»

Участники дискуссии:

Савченко Ирина Александровна, д-р. социол. наук; руководитель Проекта, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

Кузьмин Владимир Денисович, участник Проекта, младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

Касавин Илья Теодорович, член-корреспондент РАН, д-р. филос. наук, профессор; участник Проекта, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

Золотарев Максим Игоревич, участник Проекта, младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия).

Дружкин Сергей Михайлович, участник Проекта, младший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН (Москва, Россия)

Вербицкая Ольга Юрьевна, канд. филол. наук, доц.; Иркутский государственный университет (Иркутск, Россия)

Гусев Артем Павлович, студент; Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Москва, Россия)

Данильченко Галина Дмитриевна, д-р ист. наук, проф.; Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызстан).

Джунушалиева Гульмира Дженишевна, д-р ист. наук, проф.; Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызстан).

Зайнулин Рашид Шамильевич, канд. ист. наук, доц.; Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызстан).

Кремнёв Евгений Владимирович, канд. соц. наук, доц., заведующий кафедрой; Иркутский государственный университет (Иркутск, Россия)

Кузнецова Ольга Владимировна,канд. филол. наук, доц., заведующий кафедрой регионоведения АТР, декан факультета иностранных языков; Иркутский государственный университет (Иркутск, Россия)

Кулиш Татьяна Эдуардовна, ст. преподаватель, Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызстан).

Орлянский Иван Александрович, студент ;Московский авиационный институт, национальный исследовательский университет (Москва, Россия)

Поджаров Алексей Николаевич, студент; Московский городской педагогический университет (Москва, Россия)

Прохорова Наталья Александровна, д-р ист. наук, проф.; Кыргызско-Российский Славянский университет (Бишкек, Кыргызстан).

Хижнякова Анастасия Алексеевна, стажер Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона факультета иностранных языков института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия).

Хосомоева Евгения Альбертовна, стажер Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона факультета иностранных языков института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия).

Шеломенцева Дарья Дмитриевна, стажер Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона факультета иностранных языков института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия).

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Сахарова Анна Владимировна

«Теории и практики популяризации науки в дискурсе города»

Краткое содержание

Популяризация науки — это гораздо больше, чем просто «рассказать о своем исследовании». Это мощный инструмент для привлечения внимания, финансирования и построения репутации, являющийся частью большого процесса — публичной научной коммуникации.

История знает блестящие примеры, когда такая коммуникация меняла ход науки. Достаточно вспомнить знаменитый открытый эксперимент Луи Пастера с вакциной против сибирской язвы, наглядно доказавший её эффективность, или широкий общественный резонанс после подтверждения теории относительности Эйнштейна, который был во многом обеспечен освещением в прессе.

На семинаре мы обсудим, почему популяризация науки значительно больше и важнее, чем кажется на первый взгляд. Мы детально разберем основные мифы, которые мешают исследователям сделать первый шаг в научпоп, вместе составим план первоначальных действий и обсудим, как популяризация науки может помочь в развитии академической карьеры.

Козлова Юлия Владиславовна

«Иммерсивные технологии и инклюзивный подход в образовательной урбанистистической среде»

Краткое содержание

Будет показано, как в образовательной урбанистистической среде могут быть реализованы и иммерсивные технологии и инклюзивный подход. Спикер показала, что современное общество – это сложная динамичная система, важной частью которой являются лица с нетипичным развитием и особыми образовательными потребностями. Обеспечения их первоначальной адаптации и интеграции в социум в процессе дошкольного и среднего образования — необходимое условие согласия в обществе, обеспечения профилактики социальной напряженности. Реализация системного инклюзивного подхода невозможна без экспертизы образовательных подсистем (экосистем), особенно когда речь идет о внедрении инклюзивных методов на этапах высшего профессионального образования и послевузовской переподготовки. Юлия Козлова предложила сосредоточиться на возможностях инклюзивной образовательной экосистемы и иммерсивных цифровых технологиях, обеспечивающих ее эффективность.