Наука и образование как формы социального и личностного активизма в условиях города.

Мероприятие проводится при поддержке Российского научного фонда ( грант РНФ № 23−18−288 , научный проект «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики»)

29 ноября 2025 года проектный офис социогуманитарной аналитики ФНИСЦ РАН организовал научно-практический семинар, посвященный роли науки и образования как проявлений социальной и индивидуальной активности в городской среде. В ходе семинара обсуждались ключевые вызовы и возможности, связанные с развитием науки и образования в современном городе.

Анна Сахарова представила авторскую концепцию популяризации науки в городском контексте. По мнению Сахаровой, популяризация науки выходит за рамки простого изложения результатов исследований. Это эффективный механизм для привлечения внимания, получения финансирования и укрепления репутации, являющийся неотъемлемой частью масштабной публичной научной коммуникации.

Сахарова привела яркие исторические примеры, когда научная коммуникация оказывала существенное влияние на развитие науки. В частности, был упомянут публичный эксперимент Луи Пастера по вакцинации против сибирской язвы, который убедительно продемонстрировал её эффективность, а также широкий общественный интерес, вызванный подтверждением теории относительности Эйнштейна, во многом благодаря освещению в СМИ.

Доклад Сахаровой спровоцировал активное обсуждение. Участники семинара рассмотрели вопрос о том, почему популяризация науки играет более важную роль, чем это может показаться на первый взгляд. Были проанализированы распространенные заблуждения, препятствующие ученым в начале их пути в «научпоп», разработан план первых шагов и обсуждены возможности, которые открывает популяризация науки для академической карьеры.

Юлия Козлова продемонстрировала, как иммерсивные технологии и принципы инклюзии могут быть интегрированы в образовательную среду урбанистической направленности. Спикер подчеркнула, что современное общество представляет собой сложную и динамично развивающуюся систему, в которой особое место занимают люди с особыми образовательными потребностями и нетипичным развитием. Обеспечение их начальной адаптации и интеграции в социум через дошкольные и средние образовательные учреждения является необходимым условием для достижения общественного согласия и предотвращения социальной напряженности.

Реализация комплексного инклюзивного подхода требует экспертной оценки образовательных экосистем, особенно при внедрении инклюзивных методик на этапах высшего и послевузовского образования. Юлия Козлова предложила акцентировать внимание на потенциале инклюзивной образовательной среды и иммерсивных цифровых технологий, способствующих ее эффективности.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», российская образовательная система включает в себя образовательные стандарты, требования и программы, структуры образования и связанных с ними субъектов, органы управления в сфере образования, организации, обеспечивающие и оценивающие качество образования, юридические и общественные объединения, действующие в этой сфере. Все эти компоненты обеспечивают целостность, динамичность и эффективную передачу знаний и ресурсов в образовательной среде.

Образовательная экосистема представляет собой активно развивающуюся сеть, объединяющую заинтересованных в результатах акторов. Она охватывает все уровни образования и типы участников, включая государство, промышленность, бизнес, образовательные учреждения и контрольные органы, с субъектом образования в центре. Экосистемный подход требует проектирования образовательной деятельности как самоуправляемой и ориентированной на непрерывное образование в течение всей жизни.

Инклюзивный подход направлен на обеспечение права каждого человека на качественное образование и социализацию, а также на раскрытие их потенциала. Этот подход подразумевает пересмотр существующих методов, особенно интерактивных и онлайн-курсов. Принцип инклюзии в цифровой иммерсивной среде, основанной на городском тексте, может оказать значительное формирующее воздействие на личность учащихся с ОВЗ, способствуя их социальной интеграции.