КАК ЯЗЫК ФОРМИРУЕТ ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДА: МЕТАФОРЫ, ДИСКУРСЫ И ГОРОДСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Город для нас — это не просто совокупность зданий, улиц и площадей. Это сложная и многослойная структура, где пересекаются физическое, социальное и символическое пространства. Однако наше понимание города, его форм, границ и смысла опосредовано языком. Именно через язык мы осмысляем город, организуя свои впечатления и взаимодействие с ним в понятные и знакомые схемы. Так считает Анна Сахарова, экспет проектного офиса гуманитарной аналитики МГПУ

Материал подготовлен в рамках проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики», поддержанного грантом РНФ № 23-18-00288, https://rscf.ru/project/23-18-00288/

Город как физическое и ментальное пространство

Когда мы говорим о городе, мы прежде всего представляем себе некоторое физическое пространство: улицы и проспекты, дома и площади, торговые центры и музеи. Такое восприятие пространства кажется базовым для понимания различных процессов, происходящих в городской среде. Мы формируем в своем сознании своеобразные ментальные карты, которые помогают нам ориентироваться в пространстве и создавать его образы.

Работы в области когнитивной психологии, например, исследования «когнитивных карт» Эдварда Чейса Толмена или теория «ориентировочных схем» Ульрика Найссера, глубоко анализируют эти процессы. Толмен впервые показал, что пространственная ориентация у человека строится на основе не буквального запоминания, а создания ментальных моделей, похожих на карты. Ульрик Найссер развил эту идею, введя понятие «ориентировочных схем» — структур, которые отражают информацию об объектах, их расположении и связях в пространстве. Эти схемы не являются визуальными копиями реального пространства, они ближе к абстрактной карте, чем к фотографии местности.

Когда мы осмысливаем город через язык, такие ментальные модели становятся основой для метафорического переноса. Мы говорим о городе как о тексте, дискурсе, сетевом образовании или даже цифровой среде, уподобляя смысловые пространства физическим. Такие метафоры не всегда осознаются как исследовательская предпосылка. Но тем не менее, они становятся важным инструментом для осмысления не только городского пространства, но и культурных, социальных и символических процессов, которые происходят в городе.

Город как метафора

Наше мышление устроено так, что мы осваиваем новые и сложные концепты, опираясь на знакомые физические образы. Этот процесс называется концептуальной метафоризацией. Пространственные метафоры — одни из самых универсальных инструментов, с помощью которых мы осмысливаем реальность.

Такие метафоры формируют не только наше представление о городе, но и структуру нашей речи. Например, когда мы обсуждаем изменения городской среды, мы можем говорить о «путях развития» города или о его «историческом пути». Лингвисты Джордж Лакофф и Марк Джонсон в своей книге «Метафоры, которыми мы живем» показали, что эти схемы отражают наш опыт взаимодействия с пространством. Мы бессознательно применяем их к более сложным абстрактным явлениям, таким как время, общество или даже эмоции.

В работе Лакоффа и Джонсона описаны разные образные схемы, связанные с нашими базовыми представлениями о пространстве: перемещение/путь, вместилище, центр/периферия, верх/низ и другие. Эти схемы используются и для описания городского пространства. Мы говорим, что можем находиться в городе или вне его (город как вместилище), выделяем в городе центр и периферию, а в некоторых городах даже делим его на «верхнюю» и «нижнюю» части (например, в Нижнем Новгороде). Также мы прослеживаем путь преобразований города или его исторический путь.

Эти же схемы помогают осмысливать более абстрактные понятия, такие как время, жизнь или социальные отношения. Например, пространство дискурса воспринимается как физическое пространство. Это видно в выражениях вроде «где мы остановились?», «давайте двигаться дальше», «здесь мы рассмотрим». Пространственные метафоры используются для описания дискурса: мы говорим о «верхе» и «низе» рассуждений («выше мы отмечали»), о «пути рассуждений» или о том, чтобы «поставить вопрос в центр».

Таким образом, наш способ структурировать город с помощью языка аналогичен тому, как мы организуем и понимаем дискурсы. Эта связь позволяет анализировать город как явление, связанное с дискурсом, и выявлять общие закономерности их описания.

Город как пересечение дискурсов

Город — это не только физическое пространство, но и сложная социокультурная структура. Здесь пересекаются различные точки зрения, идеи и практики, которые формируют его уникальную идентичность. Все эти процессы можно описать через понятие «дискурс».

Дискурс в контексте городской среды — это не просто речь. Это динамичная система взаимодействий, в которой отражаются мысли, ценности и коммуникационные практики различных социальных групп. Например, городские дискурсы могут включать разговоры об истории города, его экологических проблемах, культурных событиях или транспортной инфраструктуре.

Городское пространство становится ареной для взаимодействия этих дискурсов. Они могут пересекаться, дополнять друг друга, конкурировать или даже конфликтовать. Так, центральная площадь города может одновременно быть местом культурных мероприятий, политических митингов и прогулок горожан.

Дискурсы реализуются через различные формы коммуникации. Это могут быть личные беседы, выступления на публичных мероприятиях, медиаматериалы или обсуждения в социальных сетях. Интересно, что такие дискурсы могут существовать как в физическом пространстве города, так и в его цифровых проекциях — городских форумах, сайтах и сообществах в социальных сетях.

Места, где пересекаются дискурсы, становятся символическими узлами городской жизни. Например, парки, площади, улицы, торговые центры или культурные объекты часто приобретают дополнительный смысл в зависимости от того, какие события или взаимодействия там происходят.

Город как единство

Несмотря на многообразие метафор и дискурсов, физических воплощений и ментальных представлений, город остаётся целостным феноменом. Его структура напоминает слоёный пирог, где физическое пространство переплетается с символическим и социокультурным.

В языке города переплетаются все его аспекты — физический, социальный и символический. Это позволяет представить город как живой организм, где каждая часть выполняет свою функцию, но при этом зависит от других.

Такое понимание помогает не только анализировать город, но и планировать его развитие. Например, устойчивое развитие города невозможно без учёта как физической инфраструктуры, так и социального контекста, а также ценностей, которыми руководствуются его жители.