Как знания меняют городскую среду и людей города?
Анна Сахарова, эксперт проектного офиса гуманитарной аналитики МГПУ рассказывает как наука реализуеть себя в пространсве города, и как знания модифицируют городскую среду. Эксперт уверена, что вовлекая научные и культурные сообщества в городской диалог, мы можем создать среду, где каждое мнение и каждая идея найдут свое место ибудут реализованы.
Материал подготовлен в рамках проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики», поддержанного грантом РНФ № 23-18-00288, https://rscf.ru/project/23-18-00288/
Город как поле коммуникаций
Город — это не только улицы, площади и здания, но и пространство идей, дискурсов и взаимодействий. Мы воспринимаем город через призму языка, организуя впечатления в понятные схемы, которые отражают не только физическое устройство среды, но и социальные и символические смыслы. Город становится живым текстом, который читают и пишут его жители, учреждения, власти и гости.
Дискурсы формируют городскую среду, переплетаясь и создавая уникальную атмосферу места. Они включают в себя темы городской истории, культуры, экологии, технологий и других аспектов. Места, где пересекаются дискурсы, — парки, площади, музеи, университеты, даже страницы в соцсетях — превращаются в точки сосредоточения городской жизни.
Научные коммуникации в городской среде
Наука — неотъемлемая часть жизни города, и научные коммуникации становятся важным инструментом его развития. Научные коммуникации присутствуют в городе в трех форматах:
Образование. Университеты, школы и образовательные центры обеспечивают доступ к знаниям для разных групп горожан, от школьников до взрослых. Это способствует развитию кадрового потенциала и внедрению инноваций.
Экспертиза. Ученые помогают принимать важные решения на основе исследований, будь то оценка экологических рисков, рекомендации по городской застройке или анализ социальных процессов. Иногда научные данные становятся основой для регулирования городской жизни, как это было в период пандемии, когда решения о самоизоляции опирались на научные данные.
Популяризация. Научные фестивали, лекции, мероприятия вроде Science Slam открывают науку широкой публике, делая ее доступной и привлекательной. Эта деятельность обогащает культурный ландшафт города и поддерживает идею непрерывного образования, вдохновляя людей на то, чтобы узнавать новое.
Социальное, дискурсивное и физическое: кто на кого влияет?
Социальное пространство включает в себя отношения между различными группами людей, которые определяют, как и где эти группы могут взаимодействовать, а также как происходит разделение городской территории. Границы такого пространства не всегда определяются официальными картами или административными делениями. Важными критериями здесь являются чувство принадлежности, общие нормы, ценности и интересы. Например, определенные районы города могут быть ассоциированы с конкретными социальными группами или культурами, и это ощущение общности становится частью социальной ткани города.
Географическое положение и особенности городской среды также влияют на социальное пространство. Природное окружение, расположение ключевых объектов, таких как парки, площади или торговые центры, имеют огромное значение для формирования социальных связей. Например, центр города может стать местом пересечения различных социальных групп, а отдаленные районы, наоборот, оказывать влияние на взаимодействие лишь узкого круга людей. Природная среда, в которой существует город, влияет на характер социального взаимодействия, создавая пространство для определённых форм активности и ограничивая другие.
Взаимодействие между социальным и физическим пространствами отражает важную закономерность: физическое пространство города не существует в вакууме, оно всегда переплетается с социальными процессами. Таким образом, здания, улицы и площади становятся не просто пространственными объектами, но и материализацией социальных различий и практик. Например, жилые районы могут быть «зонированы» по социальному принципу: дорогие дома для элиты в одном месте, а более доступное жилье для менее обеспеченных людей в другом. Это деление не всегда выражается в явных географических границах, но оно становится частью социальной структуры города.
В этом контексте дискурсы, как способы представления реальности, играют ключевую роль. Через различные формы общения — от разговоров до медиа-публикаций — социальные практики и идеи могут преобразовывать городскую среду. Взаимодействие социальных групп и идеи, связанные с развитием городской среды, могут порождать изменения в самом физическом пространстве города. Иногда это происходит медленно, с опозданием, а иногда городские изменения идут в ногу с изменениями в общественном сознании.
Таким образом, социальное пространство города — это не просто физическое место, где происходят взаимодействия, а структура, в которой закрепляются социальные нормы, ценности и различия, формируемые изначально на дискурсивном поле. Это пространство, где каждая улица, каждое здание может не только служить физическим объектом, но и быть отражением социального взаимодействия и социального порядка. Взаимодействие социальных, дискурсивных и физических пространств города помогает нам понять, как город формируется и изменяется через практики его жителей.
Вместо выводов: перспективы
Научные коммуникации — мощный инструмент, способный менять не только восприятие города, но и саму его суть. Эти изменения происходят в первую очередь на дискурсивном уровне, позволяющем менять социальное пространство города, и оказывать влияние на его физическое воплощение.
Будущее городов — в синергии разных пространств: физического, социального и дискурсивного. Вовлекая научные и культурные сообщества в городской диалог, мы можем создать среду, где каждое мнение и каждая идея найдут свое место. Это откроет новые горизонты для инноваций, сотрудничества и улучшения жизни в городе.