Учёные МГПУ исследуют роль брендинга в развитии городов Урала
Лия Миркушина рассказала, как исследовательская группа проектного офиса гуманитарной аналитики института гуманитарных наук Московского городского изучает дискурсивные трансформации города в регионах.
Сотрудники проектного офиса сформировали несколько рабочих групп по всей стране (в частности, на Урале, на Северном Кавказе) для изучения развития больших и малых городов в горных условиях.
«Локальный акцент» в работе проектного офиса вызван, прежде всего, актуальной социальной потребностью в устойчивом развитии малых городов. Так, Ирина Савченко изучила вопросы восстановления городских памятников на примере ресурсного потенциала Северного Кавказа, а Наталья Трубина и Максим Золотарев — различные аспекты социально-экономической инициативы в устойчивом развитии городов Урала.

Актуальным и непростым является вопрос об особенностях и роли брендинга как фактора развития уральских территорий. Рабочая группа Лии Миркушиной обратилась к социокультурным аспектам устойчивого развития уральских поселений в XXI веке. Исследователи выяснили, что локальные культурно-территориальные ресурсы сегодня используются стейкхолдерами сугубо в целях развития индустрии гостеприимства. Необходимость развития этой индустрии не вызывает сомнений, однако, очевиден неоправданый перекос в сторону туристического бизнеса. В свою очередь, это порождает феномен «обезличенности» малых городов, а также – торможение в развитии полезных форм культуротворческой деятельности внутри сообщества малого города. Поэтому, в настоящее время востребованным является брендинг территории, ориентирующийся не только на экономику впечатлений, но и на продвижение локальных брендов.

Лия Миркушина и ее коллеги назвали следующие перспективные позиции развития локальных культурных ресурсов:
- оригинальные художественно-стилевые произведения декоративно-прикладного искусства (роспись «под гжель», «хохломская роспись», «дымковская игрушка» и др.);
- литературные произведения, в которых представлены художественные собирательные образы малого города, его окрестностей и жителей;
- «гении места», образы выдающихся личностей, так или иначе связанных с ключевыми вехами истории поселения; природно-культурные объекты; культурная событийность (тематические фестивали, культурные марафоны, выставки, праздничные мероприятия и др.);
- фольклор как значимый ресурс народного творчества;
- символы и семантические образы древнего искусства;
- туристские ресурсы и туристские аттракции.
Эксперты заключили, что обеспечить устойчивое развитие ресурсного потенциала территории возможно за счет разработки и реализации стратегии геокультурного брендинга.
Подробную информацию можно найти в статье Лии Миркушиной и ее соавторов «Культуроцентризм как фактор устойчивого развития уральских поселений в XXI веке», опубликованной в свежем номере журнале «Устойчивое развитие горных территорий» (2023 г., № 3). Журнал входит в международную базу данных научного цитирования Scopus.
Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда, грант № 23−18−288, проект «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики».