О новизне в науке и в архитектуре
На полях Всероссийского лектория «10 лет с РНФ» Ирина Савченко, руководитель проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики» (Грант РНФ № 23-18-00288) показала, как посредством обоснования аналогий между городским проектированием и научной работой можно понять особенности различных форм исследовательской новизны.
Российский научный фонд создан по инициативе Президента России в 2013 году. Фонд проводит конкурсный отбор научных и научно-технических программ и проектов в сфере фундаментальных и поисковых исследований – исследований, направленных на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.
С 2022 года расширены полномочия Фонда по поддержке опытно-конструкторских и технологических работ, опытно-конструкторских разработок.
Фонд выявляет перспективные и амбициозные научные проекты, эффективных и результативных ученых, способных сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, воспитать молодое поколение российских ученых, выполняющих исследования на самом высоком мировом уровне.
Российский научный фонд в рамках своего Десятилетия ярко и широко освещает исследования и результаты своих грантополучателей в публичном пространстве. Благодаря РНФ в этом году грантополучатели смогли рассказать о своей работе по проектам Фонда не только в новостях ведущих СМИ, но и в рамках всероссийских мероприятий – лектория, экскурсионной акции по научным лабораториям, конкурса фотографий и фотовыставок на центральных улицах Москвы и крупных научных центров России.
В сентябре 2024 года в разных городах России прошел Всероссийский лекторий, приуроченный к Десятилетию Фонда и направленный на информирование молодых людей о возможных траекториях научной карьеры. Грантополучатели Фонда, которые добились успехов в науке, поделились ценными знаниями и рассказали студентам и молодым ученым о своем пути в науке, о том, как создать свою научную школу, своими исследованиями изменить облик научного направления или стать руководителем сильной молодежной лаборатории.
В Московском городском университете Лекторий был проведен 27 сентября.

Ирина Савченко, руководитель проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики» (Грант РНФ № 23-18-00288) задается вопросом: «Обязательно ли новизна означает нечто, чего ранее не было? Может ли новизна являться отображением образов прошлого? Можно ли предположить, что если новое – забытое старое, то будущее – забытое прошлое?»
Ирина Савченко использует авторский ретровизуальный метод, который позволяет «визуализировать» иллюстрации разных форм новизны, воссоздавая визуальные образы будущего, сформированные в прошлом. Ретровизуальный метод лучше всего работает применительно к городскому проектированию. Он позволяет проводить аналогии между городским проектированием и научно-исследовательской деятельностью.
Ретровизуальный метод концептуализирует город как лабораторию молодого ученого.

В ходе лекции посредством ретровизуального метода были презентованы различные формы новизны в городском проектировании и уже после этого – применять обоснование этих форм новизны к научно-исследовательской деятельности.
Основные положения Лекции Ирины Савченко представлены в Презентации